В Китае, до этой поездки, я бывал уже несколько раз. Это страна, в которой всегда можно найти что-то новое и интересное, в которой никогда не перестаёшь удивляться, насколько же он разный. Поэтому, выбив четыре дня выходных, мы не стали их тратить на пускание корней в мягкий диван, а вместо этого купили билеты, на удивление легко сделали визы и отправились посмотреть на столицу этой большой страны.
Пекин
В Пекин прилетели в обед. Поняли, что забыли заранее найти на карте, где находится наш отель. У нас был только его адрес, а в аэропорту нашлась карта города, и мы начали искать… В общем, занятие это изначально было провальным. Такое ощущение, что названия миллиона китайских улиц состоят из одних и тех же слогов, перемешанных в случайном порядке, а некоторые вообще отличаются только на одну букву. Долго заморачиваться не стали, а случайно ткнули пальцем куда-то в центр карты, сели на метро и поехали до станции с бессмысленным для нас названием Dongzhimen.
Рядом со станцией вереницей стояли такси, а водители робко отмахивались от двух не говорящих на китайском иностранцев. Терпение и труд всё перетрут, поэтому нашёлся всё-таки человек, который худо-бедно говорил на имперском. Но чувствуя свою уникальность, отказался ехать по счётчику, а даже когда сошлись на адекватной цене, стал всю дорогу ныть, что кругом пробки, и надо бы дать в два раза больше денег. Пробок не было, а на любые возлияния мы стали отвечать на великом и могучем, моментально забыв английский. От безысходности со временем крохобор успокоился.
Поэтому совет: чтобы избежать всего этого шапито, просто садитесь в машину, и уже внутри тыкайте под нос бумажку с адресом. А если водитель забывает включать таксометр, напомните ему об этом, указав на прибор пальцем – сэкономите и время, и деньги.
Заселившись в отель, уточнили на ресепшене наши координаты. Оказалось, что мы удачно поселились всего в двух кварталах от Запретного Города. Туда, перекусив, и отправились. Очень быстро выяснилось: два квартала в Пекине это отнюдь не то же самое, что два квартала в Уссурийске. Здесь архитекторы явно страдают гигантоманией. Причём тут почти нет очень высоких зданий, которые можно было бы назвать небоскрёбами, они просто занимают большую площадь.
Когда были уже почти у цели, подошёл очень дружелюбный китаец, начал расспрашивать: как, откуда, зачем и куда. Пришлось вступить в диалог: мы, мол, грибники, заблудились в лесу, а где тут, кстати, Запретный Город? Он был настолько любезен, что пообещал отвести туда, куда нам надо. А завёл почему-то в свою мастерскую, где работает художником. Это, на минуточку, самый центр Пекина:
Узнав, что мы русские, он сделал глупость, после которой ни один патриот картину бы у него не купил. С мечтательным выражением лица и надеждой в голосе, была брошена фраза: «Эх, Россия такая большая страна, и так мало людей в ней живут…». Пришлось оставить этого интервента и искать дворец самим.
Тяньаньмэнь (Врата Небесного Спокойствия) и огромное количество людей вокруг него видны издалека.
Вошли внутрь: много стен и старых зданий, но на дворцы они явно не тянули. Решили, что это пока запретный пригород. Зато посмотрели на сразу несколько китайских свадебных фотосессий.
Долго искали вход в сам город, а в итоге дотопали до одного из выходов. Стражи через выход внутрь не пускали. Было очень обидно, так как протопали совсем не мало, а придётся теперь топать обратно.
К счастью, до правильных ворот курсировали микроавтобусы – видимо мы не первые идиоты, которые путешествуют самостоятельно, а не с туристической группой.
Про сам Запретный Город, рассказать могу только то, что здесь полно народу и он действительно огромный: мы на уже уставших ногах прошли его по прямой и изрядно замучались. Сколько уйдёт времени, если осматривать его вдоль и поперёк, я даже представить боюсь.
Конечно много красивых вещей оставили китайцам их предки.
Огромная стая людей тянула свои руки, чтобы потереть большой котёл. Я вот тоже потрогал, даже желание загадал, хоть и не был уверен, исполняет он что-то или просто здоровье, богатство или счастье приносит. Всё ещё надеюсь на желание…
А ещё было ужасно холодно. Поэтому, добравшись до выхода, мы даже испытали некоторое облегчение. Возникла странная идея сесть в первый попавшийся автобус и проехать несколько остановок, чтобы не идти обратно дорогой, которой пришли. Случай, воплотившийся в беззубого водителя, привёз нас довольно удачно к какой-то церквушке.
Недалеко нашли вход на очень оживлённую улицу, этакий Пекинский Арбат, где наконец поели и отогрелись в каком-то ресторанчике.
Вечер закончился в Красном Театре просмотром знаменитого на весь мир Кунг Фу шоу. То есть, так его рекламировали, я о нём даже не слышал, пока не посетил. Надо отдать должное, было интересно и зрелищно, на память остались самые положительные впечатления.
Утром мы с небольшой разношёрстной группой поехали к главной цели нашего путешествия – Великой Китайской стене.
Как часто бывает, когда везёт местный гид, обязательно завозят в места, где можно потратить денег на местные изделия, которые, конечно же, самые настоящие, правильные и нужные. Нас завезли на нефритовую фабрику. Изделия из нефрита красивые, но совершенно неподъёмные как по весу, так зачастую и по цене.
Ехали долго, гид рассказывал много интересного и нового. Из того, что запомнилось:
— Все знают местный подход борьбы с перенаселением: одна семья – один ребёнок. Он объяснил, что в деревнях это, как правило, не работает вовсе. Никто особо не следит за тем, сколько родится в деревне детей. Зато в городах, чтобы заиметь второго ребёнка, нужно платить. Чем больше город, тем дороже это удовольствие.
— Тибетского Далай Ламу китайцы считают неудачником, так как он не смог отстоять свою позицию и сбежал за границу. В конфуцианской философии ты или победитель или проигравший, никаких «между».
— В Пекине, если покупаешь себе личный автомобиль, устанавливаются дни, в которые ты не имеешь права на нём ездить. Так борются с пробками.
— Великий Мао говорил: кто не смог подняться на Китайскую Стену, тот не может считать себя героем.
За такими разговорами доехали до цели. Людей, которые хотят считать себя героями, здесь было уже видимо-невидимо.
Наверх ходит фуникулёр, ибо Мао ничего не говорил о том, каким способом нужно подниматься на Стену, поэтому все выбирают самый комфортный. Сюда умудрились затащить даже осла.
Это и правда незабываемое зрелище. Кажется, что стена тянется в бесконечность.
Если уж добрались сюда, то решили пройти как можно дальше за отведённое время. Всё шло очень здорово: свежий воздух, обалденная панорама вокруг, солнышко пригревает сквозь туман. А потом стена лентой ведёт на гору. Когда забрались наверх, хотелось сначала попить, потом – лечь и тут же умереть. Поэтому когда я увидел здесь китайскую бабушку, продающую напитки, подумал, что начались галлюцинации. Более близкое общение, сразу же вернуло на землю: маленькая бутылочка обычной воды стоила 10$. До сих пор не представляю, как она туда свой латок каждый день затаскивает…
На обратном пути наш автобус проехал мимо олимпийской деревни. На открытках стадион-гнездо выглядит гораздо приятнее, чем в холодном пекинском тумане.
Не могло обойтись и без традиционного чаепития. Почему-то то, что больше всего хвалили, а именно пятнадцатилетний чай, который как коньяк со временем становится всё лучше, оказался самым невкусным из того, что предложили попробовать.
Ближе к ночи нас занесло в какой-то безымянный бар, где все праздновали Хэллоуин. К иностранцам сразу же было проявлена масса внимания, и нас здесь же раскрасили под хохлому, точнее под вурдалаков, местные художники. Получилось здорово, вечер провели очень весело, каждый считал своим долгом подойти пообщаться и блеснуть своим английским, скучать не давали. Около часа ушло потом в номере на смывание грима.
На следующий день пошли в Храм Неба. Это целый комплекс по размеру конечно меньший, чем Запретный Город, но всё равно обширный. Было снова холодно, к тому же я, похоже, простудился, поэтому особой радости храм не доставил.
Ещё более унылое впечатление произвёл парк недалеко от олимпийской деревни, в котором были представлены традиционные здания всех народностей, населяющих Китай (Да, оказывается китайцы не просто китайцы, а делятся на множество этнических групп). Людей внутри почти не было, всё пришло в какой-то упадок. Такое ощущение, что построили его к олимпиаде, а потом просто бросили и перестали следить и ухаживать.
И только утка по-пекински принесла море удовольствия в этот пасмурный день. Великолепное блюдо, которое обязательно нужно попробовать.
В шесть утра, ещё толком не проснувшись, мы полетели в Шанхай.
Шанхай
Сразу понравилось, что в Шанхае, в отличие от Пекина было неприлично тепло, и не было надоевшего уже за последние дни тумана.
Вот только времени у нас на всё про всё было каких-то восемь часов. Поэтому просто погуляли по улицам.
Отличный вид открывается с набережной.
Не смогли пройти мимо и не залезть на башню.
Шанхай прекрасен, с какой стороны не посмотри, но на него явно нужно гораздо больше времени, чем один короткий день.