Самолёт приземлился в Сием-Рипе, Камбоджа, поздно вечером. Аэропорт этого, второго по счёту, посещённого мной, королевства по своему размаху смог переплюнуть разве что аэропорт Петропавловска-Камчатского и то, только потому, что здесь было тепло, и кругом росли пальмы.
Суровый кхмерский пограничник повертел в руках электронную визу и задал озадачивший меня не на шутку вопрос. Звучал он примерно так:
— Аргххх?
А может быть немного длиннее, но смысл был тот же. На что получил не менее вразумительный ответ:
— Что, простите?
Ничуть не смутившись, он повторил свой вопрос. У меня не возникло никаких причин для того, чтобы поменять свой предыдущий ответ. В третий раз он пробурчал что-то уже с улыбкой. Пришлось тоже улыбнуться и сказать:
— Эээ…
Как ни странно, такой ответ его удовлетворил настолько, что в паспорте тут же появилась печать о прибытии, а взмах руки предложил следовать куда угодно, с глаз долой.
У друзей всё прошло проще. Но у них почему-то, в отличие от меня, взяли отпечатки пальцев… Видимо к этому безуспешно и призывал меня пограничник.
Прямо в аэропорту поменяли немного денег на камбоджийские фантики-риели. В этом не было никакой необходимости – как мы уже знали, и это в последствии подтвердилось – в стране свободно используется доллар. Даже банкоматы не страдают от излишнего патриотизма и тоже выплёвывают американских президентов.
На выходе нас ждал бесплатный тук-тук до гостиницы. Что такое тук-тук? Это почти как карета, только в неё запрягают мопед, и она тарахтит как советский пылесос.
Надо отметить, что в стране только что закончился сезон дождей, поэтому карета наша чаще плыла, чем ехала. Во многих местах дорога и вся придорожная территория оказались затоплены. Особенно было приятно, когда кто-то проезжал навстречу, окатывая наш открытый транспорт тёплой дождевой водой.
Наконец, проехав по какой-то совсем убитой дороге, мы прибыли в наши «нумера». Хозяйка гостевого домика раздала ключи и подарила каждому по шарфику. Очень мило, особенно учитывая, что средняя температура здесь круглый год чуть ниже тридцати, и почему именно шарфик, а не, скажем, шапка – осталось загадкой.
Комната, да и весь дом, были по-настоящему прекрасны. Именно так представлялось мне жильё первых колонизаторов Юго-Восточной Азии. Один накомарник над кроватью чего стоил. Так и хотелось впустить рой насекомых и корчить им рожи из этого марлевого домика.
В 9 утра должен был заехать гид. Чуть раньше, мы вышли завтракать на свежий воздух.
Гид не появился, даже когда на часах было почти десять. Пришлось оставить тарелки и идти выспрашивать про замену у хозяйки. И тут выяснилось две вещи: первая, наш гид не подвёл и приехал даже раньше, чем мы вышли на завтрак; вторая, в кхмерской культуре нельзя беспокоить людей, которые кушают, так что за столом можно было прождать хоть весь день.
Что такое Сием-Рип… Городом его назвать сложно. Когда-то давно, около тысячи лет тому назад, кхмерское государство было одним из сильнейших и богатейших в регионе. Оно оставило потомкам огромное количество бесподобных, изящных и неповторимых храмовых комплексов. Со временем, государство пришло в упадок, а храмы затерялись в джунглях. Но, как это часто бывает, таинственное место заинтересовало европейцев. Кхмеров заинтересовала прибыль, которую могли принести бедной стране богатые европейцы, и, постепенно, вокруг появились отели, магазины, дороги и касса, где можно за сорок долларов купить билет на двухдневное посещение комплекса.
Надо сказать, что цена эта – плюнуть и растереть за то, что можно здесь увидеть. Затерянные в джунглях древние города, кто не мечтал об этом в детстве?
И таких призраков романтического прошлого просто не счесть.
За столетия многие строения уже давно переплелись с окружающей природой настолько, что кажется, так и было задумано строителями.
Что-то разрушено практически до основания, а что-то в данный момент пытаются восстановить.
Каждый клочёк стены – произведение искусства, древние постарались на славу.
Эти стены всё ещё таят в себе загадки. Например, почему на барельефе изображён стегозавр?
Или почему у национальных костюмов такие смешные шапки?
Так мы и передвигались от одного культурного наследия до другого.
На сладкое остался самый известный храмовый комплекс, визитная карточка королевства: Ангкор Ват. Тут я не соглашусь с мнением большинства, что Ангкор Ват здесь самый лучший. Самый большой – да. Мне лично больше понравились другие, безымянные, да и народу в них гораздо меньше.
Весь день мы лазали по джунглям, изнывая от жары. После Ангкор Вата нас всё ещё хватило на то, чтобы побродить по центру уже современного городка Сием-Рипа. Центром называлось всё, что находится вокруг рынка.
Закончился этот длинный день в каком-то ресторане со шведским столом и национальными представлениями на сцене.
А утром, чтобы как-то разнообразить нашу культурную программу, полезли на гору к водопаду. Природа в Камбодже просто великолепна. Есть только один минус, когда лезешь в гору при 38 градусах – хочется бросить курить, даже если не куришь.
По дороге встретили девочку с Тайваня, которая вполне сносно говорила по-русски. Рассказала, что стала изучать его, потому что это самый сложный язык. Приятно слышать от человека, родной язык которого – китайский.
Даже в воде, на горе, встречаются остатки наследия древних кхмеров.
Водопад был так прохладен, а путь к нему так долог, что грех было не искупаться.
Обратный путь, после прохладной воды, стал гораздо веселей. С тайванькой (или как правильно-то?) мы пели «пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам» и разглядывали местных насекомых.
Ну и, чтобы не терять время, заехали ещё в парочку храмов.
Кстати, на прилегающей к любому храму территории, стоит только на секунду замешкаться, подлетают назойливые дети и пытаются впарить всякую ерунду. Диалоги выглядят примерно так:
— Купи браслетик своей жене!
— У меня нет жены
— Купи тогда своей девушке!
— У меня нет девушки
— А знаешь, почему у тебя нет девушки?
— Ну?
— Потому что ты у меня браслетик не купил!
Что интересно, какая-то неведомая сила не позволяет им заходить на территорию самого храма или, например, близко к туалету. То есть ты можешь стоять совсем рядом, а дети будут терпеливо ждать, пока ты снова не вступишь в зону их влияния.
Когда основательно проголодались, стали расспрашивать аборигена о самых экзотических местных блюдах. Оказалось, что в Камбодже можно попробовать черепаху. За этот вариант все трое проголосовали единогласно.
В ресторане, куда мы приехали, всех черепах уже съели, поэтому пришлось довольствоваться мясом: страуса, кенгуру, змеи и крокодила. Напробовались вдоволь, змея по вкусовым качествам, пожалуй, победила.
После обеда можно было двигаться дальше – в столицу, в Пномпень. Не смотря на то, что расстояние до пункта назначения меньше трёхсот километров, рейсовый автобус шёл его около шести часов. И это не удивительно: до столицы идёт однополосная дорога, по которой движется всё, что может двигаться в этой стране: автобусы, машины, мопеды, велосипедисты, пешие люди, коровы, собаки. Объехать препятствие можно только по встречке, по которой, зачастую, тоже что-то движется.
Пейзаж за окном весьма однообразен – вдоль дороги стоят бедные, затопленные лачуги, и так – в течение всего пути.
Исключение, какой-то единственный город по ходу следования, где нас выпустили на 20 минут размяться и, если возникнет желание, купить вкусных жареных насекомых.
Вечером, наконец, добрались в Пномпень. Накануне, благодаря особенностям кхмерского интернета, не вышло забронировать здесь отель. У нас было только его название, и тук-тукер даже нашёл, где он находится.
Однако, на ресепшине со скорбным лицом сообщили, что все номера заняты…
Кем?! Кем мог быть занят немаленький такой отель в Пномпене?!
— Неужели не одного свободного номера?
— Да, все номера заняты. Остался только VIP, сожалею…
— А сколько стоит VIP?
— 70$
— Эээ, давайте VIP, чего уж там…
Вот так выглядела столица королевства на следующее утро:
Если верить сети, в Пномпене всего две достопримечательности: Ват Ботум и музей геноцида. На злодейства Пол Пота смотреть настроения не было, поэтому выбрали Ват Ботум.
Ну и конечно было просто приятно погулять по городу.
Подводя итог, я просто в восторге от Камбоджи, но не берусь объяснить почему. Эта бедная страна, которая всё ещё не оправилась от преступлений красных кхмеров, с прекрасным наследием, великолепной природой и VIP номерами за семьдесят долларов, почему-то не оставила меня равнодушным.