По Ближнему Востоку. Часть 1. Израиль

У каждого, кто хотя бы немного интересуется внешней политикой, есть своё мнение по поводу такого неординарного государства как Израиль. Кто-то евреев недолюбливает, а кто-то с пеной у рта доказывает, что в любой ситуации они никак не могли поступить иначе. Было какое-то мнение и у меня. Впрочем не до конца сформированное, не смотря на кучу статей, прочитанных по поводу палестино-израильского конфликта. Издалека всё видится как-то предвзято.

Но интерес к конфликту это что-то такое факультативное. Главное это то, что в Израиле находится много всего интересного, как с исторической точки зрения, так и просто поглазеть. Короче, я решил ехать.

Первое столкновение с иудаизмом произошло ещё в самолёте: мои соседи по перелёту, внешне вполне себе русская пара, попросили кошерную еду. На тот момент я вообще не представлял себе что значит «кошерная». То есть, слово-то я конечно слышал и не раз, но чем она отличается от обычной еды вообще не представлял.

Сразу по прилёту, я начал просвещаться. Всем советую тоже почитать, хотя бы статью в википедии. Это удивительно в какие абсолютно логически необъяснимые рамки могут поставить себя религиозные люди. Особенно, мне там про мёд понравилось, который как бы от насекомого, что должно бы сделать его некошерным, но есть несколько серьёзных доводов в пользу того, что мёд это исключение. Короче, взрыв мозга.

А для Израиля это всё не просто так: практически на каждой забегаловке написано, кошерную ли еду там подают или нет. Причём, кошерных заведений очень и очень много.

Что-то я вперёд забегаю. Первый Рубикон это израильская таможня, которая обладает славой самой параноидальной в мире. Но не нам их осуждать, они там вечно как на передовой.

И вот стою я в очереди на паспортный контроль, а рядом со мной русские: кто-то с тур-агентами, которые объясняют, что и как надо говорить, кто-то с приглашениями в руках. В одной очереди какого-то азиата не пропустили и увели. В другой – человеку уже минут десять мозг полощут, к нему тур-агент подбежал тоже что-то доказывает, а очередь психует. Ну думаю, сейчас я тут надолго подвисну: у меня даже обратного билета нет, не то что приглашения.

Приходит наконец моя очередь, и я подхожу к суровой женщине в форме:
— Здравствуйте!
— Здравствуйте, какова цель вашего визита?
— Туризм, осмотр достопримечательностей.
— Вы с туром приехали?
— Нет, сам.
— У вас есть родственники в Израиле?
— Нет, нету, – в этом месте я уже чувствовал себя как шпион, и готов был идти в комнату для допросов.
— Ну и что за достопримечательности вы хотите посмотреть?
— Эээ, ну посмотреть Тель-Авив, потом поехать в Иерусалим, на Мёртвое море, на Красное… – это было явно не очень похоже на чёткий план, но почему-то прокатило.
— Ок, добро пожаловать в Израиль!

Теперь, кстати, штампы в паспорт здесь не ставят, дабы не доставлять гостям проблем с последующим посещением арабских стран. Вместо этого дают небольшую карточку. На моей они умудрились ошибиться и в имени, и в фамилии. Удивительное разгильдяйство для такого повышенного требования к безопасности.

Так как прилетел я поздно вечером, транспорт уже не ходил, пришлось брать такси. Как-то я вовсе и не удивился, когда таксист по-русски заговорил. Мне вообще казалось, что тут каждый второй русский знает, как на Кипре. Но этот стереотип оказался ошибочным, русскоговорящие евреи встречаются, но совсем-совсем не часто.

Тель-Авив

В Тель-Авиве я поселился в очень странной гостинице, которая оказалось просто небольшой еврейской квартиркой. На входной двери сияла звезда Давида.

Странным было то, что окна выходили прямо на находящуюся в двух метрах такую же квартиру. Уровень кровати доставал мне до груди, и приходилось лазить на неё по заботливо поставленной лесенке. Кроме того, квартирка была двухэтажной: кровать внизу, а туалет и ванная – наверху. Короче, сходить ночью пописать превращалось в тот ещё аттракцион. А вообще было миленько.

Утром пошёл смотреть, что это за Тель-Авив такой. Я вообще по жизни победитель, поэтому минут через десять попал под проливной ливень, промочив нафиг ноги. Хорошо, до рынка успел добежать. Там под навесом пришлось долго стоять пока ливень ослабнет настолько, чтобы хотя бы до места, где зонты продают, дойти. Стоит ли говорить, что как только я купил зонт, дождь сразу закончился.

Тель-Авив делится на более-менее современную часть и древний город-порт Яффу.

Историческая часть очень клёвая.

По ней прям видно, что не один век стоит.

Яффа очень маленькая, но узенькие улочки постоянно извиваются, поэтому иногда не совсем понятно, где в итоге выйдешь.

Здесь встречаются такие странности, как растущее в подвешенном горшке апельсиновое дерево.

Или «мост желаний», который почему-то закрыт. Вот, зачем закрывать маленький пешеходный мост? У меня ведь столько всяких желаний!

Здесь же есть мечеть. Тут я снова оказался в плену у стереотипов: я как-то считал, что евреи абсолютно не толерантны к исламу, и уже давно попеределали все мечети во что-то более приглядное для себя. На самом деле, мечетей здей огромное количество и они действующие.

Порт Яффы всё ещё продолжает принимать суда.

Тель-Авив растянут вдоль моря. В основном, прибрежная полоса это пляжи и отели. В декабре вода была довольно прохладной, в воду лезть не хотелось.

Остальная часть Тель-Авива уже не такая яркая как Яффа.

Хотя тут тоже можно встретить немало интересного.

А порой и вовсе непонятного.

Здесь есть огороженный стеной пляж для иудеев, который чередует дни посещения для мужчин и для женщин, чтобы они, не дай Бог, не пересеклись друг с другом.

В торговых центрах на входах стоят охранники с металлодекторами и проверяют сумки.

На автобусных станциях такая же петрушка, только там досматривают как-то выборочно. Меня с большим рюкзаком на станциях за всё время не осмотрели ни разу, только в торговом центре. Может быть потому, что я как идиот им улыбался и сам протягивал рюкзак, а может быть потому что моё лицо по какой-то причине вызывало доверие.

В небе Израиля вечно летает военная авиация. Заметно, что военные здесь не просто в штабе сидят.

Очень удивило отношение к оружию. Людей в форме с автоматами можно встретить практически везде. Кто-то может бежать за отходящим автобусом маша им для привлечения внимания над головой. А кто-то может положить автомат рядом с собой и сидеть, ковыряясь в телефоне. Не знаю, может тут тренируют у солдат молниеносную реакцию, но мне вечно казалось, что при желании, я могу завладеть чужим оружием, и хрен они что успеют сделать.

В целом, Тель-Авив мне понравился. Никто на улицах не докапывается, чувствуешь себя вполне спокойно и в безопасности.

Видел на улице сгоревшую машину, но видимо это была просто хулиганская выходка. Про взрыв бы точно в новостях написали.

Кошерная еда, кстати, не менее вкусная. Я несколько раз специально заходил в кошерные рестораны, ни разу не было, чтобы не понравилось.

А ещё здесь невероятно красивые закаты.

Назарет

Так как город оказался не очень большим, и я обошёл его вдоль и поперёк за пару дней, решил на денёк куда-нибудь съездить. Этим куда-нибудь стал Назарет. Просто название города было знакомым.

И вроде не ходил я в церковно-приходскую школу, и даже у группы с таким названием ни одной песни не слышал, но был в названии какой-то налёт таинственности. Добраться туда можно было за два часа на автобусе, поэтому поехал.

И вот я из окна уже вижу всю эту историческую часть города, по gps’у я как бы уже на месте, но автобус продолжает ехать дальше куда-то в сторону от города. Прозевал я свою остановку и очень долго потом топал пешком обратно.

Назарет оказался арабским городом, преобладающее большинство здесь – мусульмане.

Это тоже никак не вязалось с моим представлением об Израиле. Я как-то считал, что всех арабов давно вытеснили за забор в Вест Банк. Ан нет, вполне себе мирно существует арабский город, что по-моему показывает, что можно жить дружно, а не швыряться друг в дружку ракетами при малейшем поводе.

Христиан здесь тоже довольно много. Есть и греческая церковь.

И католическая базилика.

А ещё это библейский город. Здесь прошло детство Иисуса. Здесь же его матери явился ангел, дабы рассказать кого ей предстоит произвести на свет. Явился, говорят, прямо возле вот этого колодца. Я бы никогда не подумал, что это колодец.

Назарет как-то не тронул струн моей души. Не почувствовал я никакой святости, город мне показался перенаселённым, да и грязноватым.

Иерусалим

Следующим пунктом назначения стал Иерусалим. Шутка ли, Святой Город для сразу нескольких религий. Что-то должно в нём быть такое неповторимое, отчего его никак не могут поделить уже которое столетие разные конфессии.

Еврейскими автобусами я уже пользоваться научился, поэтому вперёд!

Ну и как это обычно и бывает: тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город… В Ершалаиме шёл дождь.

Дотопал до гостиницы, кинул там рюкзак. Переобуться было не во что, да и незачем – дождь всё ещё продолжал капать. Поэтому, как был мокрый, так и попёрся в святая-святых – Старый Город.

Вообще, пока ещё даже не дошёл, стало понятно, что Иерусалим это что-то с чем-то.

Всё здесь говорит о тысячелетних исторических перепетиях.

Какими-то подворотнями я вышел к Дамасским воротам, которые впустили меня в историческую часть Иерусалима…

Во-первых, я никак не ожидал, что Святой Город это рынок. Реально, это огромный такой рынок, где продают всякую хрень, начиная от сувениров и заканчивая китайскими шмотками. И вот среди этого громадного базара, практически как иголки в стоге сена понатыканы исторические памятники всех конфессий.

Во-вторых, я даже через несколько дней так и не понял как в нём ориентироваться. Это просто какой-то трёхмерный лабиринт, в котором тут же теряешь чувство направления и начинаешь просто слоняться наугад.

Именно так – наугад, я и вышел в первый свой иерусалимский вечер к Стене Плача.

На входе всё по-взрослому: металлодетекторы, просвечивание сумок, заглядывание в глаза.

И стена, пожалуй единственная, в Иерусалиме оказалась именно тем, чего я от неё ожидал и как себе представлял.

Стена оказалось стеной.

Иудеи подходят, вставляют записочки и молятся.

Атмосфера довольно спокойная.

Пока бродил вокруг стены, неожиданно настал вечер, пора было уже и выбираться отсюда.

Ночью, кстати, когда закрыты все эти бесчисленные лавки, идти здесь гораздо приятней. Хотя и немного жутковато, потому что не совсем понятно куда надо идти, а никого вокруг нету.

Придя в номер, начал читать, а как же пробраться на Храмовую Гору. Чтобы было понятно, если Иерусалим сам по себе свят, то Храмовая Гора примерно на три уровня святости выше. Даже не знаю, есть ли что-то более крутое в мире религиозных чек-поинтов.

И тут столько всего понаписано: и что туда только мусульман пускают, и что пускают всех, но очень редко, и что люди несколько дней дежурят, чтобы туда попасть. Я подумал: попытка не пытка, надо будет попробовать.

А наутро случилось страшное: в Иерусалиме валил снег! Я приехал из России, от снега, взял с собой летние сандали и лёгкие ботинки, а тут прямо на пальмы падал снег!

Потом в новостях везде писали, что такое бедствие здесь бывает раз в столетие. Я же говорю, мне всегда везёт.

Короче ближайшие три дня город встал. По русским меркам это довольно обычный снегопад, ничего особенного, но тут люди вообще не представляли, что снег можно чистить.

Поэтому не ходило и не ездило вообще ничего. Люди оборачивали ноги в пакеты и так перебегали из точки А в точку Б.

Периодически, видимо в экстренных случаях, кого-то возили на военной технике. Короче, начался такой цирк, на который было смотреть и смешно, и грустно.

Я же продолжал с мокрыми, замёрзшими ногами осваивать город, то и дело возвращаясь в гостиницу, чтобы хоть как-то подсушиться и согреться.

Может быть благодаря снегопаду, из-за которого мало кто совался на улицу, на Храмовую Гору попасть труда не составило. Меня только обыскали, посмотрели паспорт, зачем-то спросили откуда я, видимо на тот случай, если я украл паспорт, а откуда, прочитать не удосужился, и впустили.

Короче, не знаю, как в хорошую погоду, но в снегопад здесь находиться удовольствие ниже среднего. Мечеть как мечеть, в Стамбуле как-то монументальней.

Потом я ещё прицепился за русской группой, которая приехала сюда по какому-то библейскому туру. Они ходили от одного христианского места до другого, молились и кругом ставили свечки, периодически интересуясь друг у друг, а за здравие здесь надо ставить или за упокой.

Не хотелось бы оскорбить чувства верующих, но походило это на балаган. Следуя за ними я дошёл до Голгофы. Над ней стоит храм, и посетителям доступен лишь небольшой участок холма, где якобы и был распят Христос. Чтобы подойти к нему, выстроилась очередь, и каждый очень надолго зависал и шептал что-то в камень.

Мне тоже хотелось пообщаться со скалой, и я со всеми встал в очередь. Но даже тут проявилось удивительное свойство соотечественников, как попытка влезть без очереди. Короче, негодуя, я этих юродивых покинул.

Здесь вообще люди умудрялись молиться на всё подряд.

Недалеко есть место, где якобы Господь воскрес.

Потом я ходил в ещё одно место, где он тоже возможно воскрес.

Было ещё третье, но оно находилось далековато, а ноги уже почти онемели от холода, поэтому туда я не пошёл.

Всё то время, пока я находился в Иерусалиме, меня не покидала навязчивая идея съездить в Палестину, то есть в Вест Банк, за забор. Я очень тщательно изучал этот вопрос и знал все арабские остановки, с которых ходят рейсовые автобусы в автономию, знал наизусть карту Вифлеема и как из него добраться до Иерихона. Короче, я был морально и физически готов ехать, проблема была только одна: Иерусалим стоял, транспорт не ходил, такси не ездили, город был покрыт толстым слоем снега и слякоти. Затея срывалась…

В субботу, когда снегопад закончился, я уже должен был по идее покинуть город и ехать к Мёртвому морю, где была забронирована ночь в гостинице. Но не тут-то было. Когда я полез в интернет посмотреть расписание автобусов, оказалось, что в шаббат, в субботу, даже автобусы не ходят.

Вообще шаббат здесь какое-то удивительное явление. Все в пятницу до обеда ходят и затариваются на его время, потому что в шаббат ничего делать нельзя и всё, практически всё, закрывается. Город просто пустеет. Я никак не ожидал такого ярого исполнения заветов в XXI веке.

Психанул на евреев, отменил гостиницу у Мёртвого моря, продлил Иерусалим и взял билеты сразу до Красного моря на воскресенье.

Купить билеты на автобус до Эйлата через сайт, который полностью на иврите с помощью гугл транслейта это то ещё развлечение, но неожиданно это получилось, что дало мне повод гордиться собой.

В итоге у меня нарисовалась суббота, в которую ничего не работало, транспорт не ходил, но хотя бы на голову не падал снег. И я пошёл пешком в Палестину, из Иерусалима в Вифлеем. Но эта идиотская затея, это хождение к арабам достойно отдельного опуса, об этом в следующий раз. Главное, что всё получилось.

Эйлат

Дорога в Эйлат, что на берегу Красного моря, тщательно огибает Вест Банк, а потому занимает больше пяти часов.

Но пейзажи за окном настолько инопланетные, что ехать совсем не скучно.

В далеке даже видно Мёртвое море, на которое не удалось попасть из-за дурацкого шаббата, но на которое я потом всё-таки попаду, правда уже со стороны Иордании.

Сам Эйлат очень маленький курортный городишко на берегу Красного моря. Живёт в основном туризмом. Здесь я чаще всего встречал людей, говорящих по-русски.

Он настолько же прекрасен, насколько скучен.

Прекрасен он благодаря ландшафту – здесь очень живописно вздымаются горы над морем. Но делать здесь абсолютно нечего.

А на другой стороне залива уже развивается флаг Иордании. Туда я и направился на следующий день, благо до пограничного перехода здесь рукой подать.

В целом, Израиль клёвый, здесь много всего интересного и никогда не скучно.

Немного изменилось представление о конфликте с Палестиной. Раньше казалось, что этот конфликт уже настолько коснулся каждого, что просто так им уже не помириться, что они так и будут в перманентном состоянии войны. Я думал, что они практически все ненавидят друг друга и готовы на всё, чтобы соседу насолить. Оказалось, что всё не так плохо. То есть ужасно, конечно, когда целая нация живёт за забором, как в резервации, а все внешние сообщения контролирует за неё другая нация.

И не менее ужасно, когда эта нация взрывает автобусы с мирными людьми. Но хотя бы ненависти я особой не заметил, одно пренебрежение. Может и закончится эта бесконечная война когда-нибудь, сумей кто-нибудь из них только на уступки пойти, и поделить уже наконец окончательно территорию.

Иерусалим как краеугольный камень спора за территорию это вообще жесть. Одна из причин, по которой Израиль и Палестина не могут никак поделить территории – это древний рынок Иерусалим. Стоит ли из-за него друг друга убивать?