В начале июля неожиданно подкрались праздничные выходные, на которые мы почему-то ничего заранее не забронировали. Так по совершенно банальной причине поиск вариантов интересного времяпровождения привёл нас к одному из самых эпичных походов этого года.
Мы решили пройти 47 километров тропы Хуан де Фука, что тянется вдоль тихоокеанского побережья на острове Ванкувер. Казалось бы, 47 км – это же сущая ерунда. Мы как-то за день ходили 35 с приличным подъёмом, так что пройти чуть больше, да ещё и за несколько дней, труда вообще не должно было составить! Тем более, что современные технологии позволяют не носить с собой пять банок тушёнки и семикилограммовую палатку из брезента. Тем не менее, всё оказалось совсем не так радужно, как это виделось нам, лёжа на кровати дома.
Сама тропа когда-то использовалась моряками для спасения в случае кораблекрушения. Можете представить, сколько здесь разбивалось судов, если ради них пришлось соорудить целую тропу. Сейчас мореплаватели стали поаккуратнее, и трейл используется в основном такими же, как мы, любителями прогуляться на свежем воздухе.
День первый. Port Renfrew – Little Kuitshe Creek. 17 км
Тропа, как я уже говорил, идёт вдоль побережья, а значит нужно было как-то решить вопрос с логистикой. Если пройти куда-то от парковки 47 км в одну сторону, то возникает логичный вопрос: как возвращаться к машине? Ну не пешком же обратно идти, в конце-то концов.
Но тут оказалось, что всё уже придумали до нас. Раз в день от одного конца тропы до другого и обратно проезжает специальный автобус, место в котором можно зарезервировать заранее.
Мы оставили машину в том месте, которое по какой-то причине называется началом тропы, и доехали на автобусе до Порта Ренфрю, который является ближайшим населённым пунктом к точке, где большинство людей тропу заканчивает. В общем, мы решили идти её задом наперёд, хотя я и не могу никак обосновать это решение. Просто нам показалось, что так будет интереснее. Надо сказать, что мы в этом не оригиналы – в том же самом направлении шли далеко не мы одни.
В общем-то, уже утром в автобусе стало понятно, что нас ждёт совсем не та райская прогулка вдоль моря, которую мы себе нарисовали в наших грёзах. На улице начал идти несильный, но настойчивый дождь, под который нас и высадили в Порт Ренфрю.
И это было ещё даже не начало самой тропы. До неё ещё предстояло три километра топать пешком по дороге, так что в подарок мы безвоздмездно получали дополнительное расстояние, удлинив себе общий путь до ровных пятидесяти километров. Без особой радости на лице мы нацепили рюкзаки, натянули посильнее капюшоны и поплелись вперёд к приключениям.
Главной моей ошибкой стало то, что я в самом начале пути не надел на ноги гетры, которые у меня даже были с собой в наличии. Я-то их брал, чтобы грязь не попадала в ботинки через верх, и мне даже в голову не пришло, что от них может быть какая-то польза, если я иду по асфальтированной дороге. Грязи на дороге действительно не было, но вот через верх когда-то добротных водонепроницаемых ботинок начала просачиваться мокрая противная дождевая вода.
В общем, когда мы подошли к самой тропе, ноги у меня были уже мокрыми. А идти долгие километры с мокрыми ногами – то ещё удовольствие.
Но начало похода не предвещало собой никаких физических трудностей – начиналось всё практически как обычная дорога без покрытия, которая из-за редкого использования немного заросла травой. «Ха!» – подбадривал себя я, – «Да мы так до кемпинга за пару часов дойдём, там в палатке высохнем, отдохнём и попьём горячего чаю! Вот кайф-то будет!»
Но, как говорили в тех краях, откуда я родом, хрен там плавал… Дорога очень быстро закончилась и началось то, что нам пришлось преодолевать следующие четыре дня – настоящий суровый грязный трейл, на котором только мастерство ниндзя позволяло нам не проваливаться по колено в трясину.
Ну ладно, вру, не по колено… Но ботинок в ней скрывался полностью, это точно. Я лично несколько раз проверял.
Как будто этого было мало, так ещё где-то на втором часу похода по берегу мимо нас вальяжно протопал медведь, лишь на несколько секунд остановившись, чтобы показать, что он нас заметил, и лучше бы нам тут особо не расслабляться.
Да, в наших мечтах мы должны были идти под голубым небом вдоль прекрасного побережья, а вместо этого месили ботинками грязь и то и дело карабкались по каким-то полусгнившим от сырости лестницам.
В общем, когда мы дошли до первого лагеря, был ещё не совсем вечер, но дело уже шло к нему. Ох, как же приятно было снять, наконец, мокрые ботинки и надеть сандали… Мерзкая морось так и не прекращалась, но после того, как мы натянули тент и поели горяченького, жизнь определённо стала казаться радостнее.
Делать в лесу под дождём было особо нечего, а потому укладываться на ночлег пришлось довольно рано. Надо ли говорить, что спали мы в эту ночь без задних ног?
День второй. Little Kuitshe Creek – Chin Beach. 12 км
Ещё вчера мы решили, что раз уж ложимся так рано, то и встать нужно будет пораньше, чтобы побыстрее собраться и стартовать к следующему лагерю. Уже было понятно, что несмотря на плохую погоду, людей на праздники на тропе хватало, и самые лучшие места под палатку доставались тем, кто приходил в лагерь первым.
Решить-то мы решили, но проснулись всё равно почему-то после девяти… Погода за ночь так и не поменялась.
Горячий кофе начал было возвращать позитивный настрой, но потом пришлось собирать под дождём палатку и натягивать на ноги мокрые ботинки, которые естественно за ночь высохнуть не успели. Это, конечно, вернуло лёгкие нотки уныния и безысходности в наш позитивный в целом настрой.
Второй день был, пожалуй, самым тяжёлым за всё время похода. Тяжёлым не физически, а именно психологически. Мокрые, мы уже второй день шли под дождём с тяжёлыми рюкзаками по грязи, то и дело проваливаясь в какую-нибудь жижу. Зачем это всё? Ради чего? Где тут хоть капелька удовольствия?
Некоторые наши соседи по вчерашнему автобусу, судя по всему, думали так же, потому что больше мы их ни на кемпингах, ни на тропе, так и не встретили. Благо, на этом участке пути было место, где можно было выйти на дорогу и как-нибудь автостопом добраться до своей машины. Нам же, молодым и упрямым, сдаваться было не с руки, поэтому мы продолжали двигаться вперёд в надежде на то, что дождь не может идти вечно.
В этот вечер мы разбили палатку недалеко от моря, и я даже умудрился развести из мокрых веток костёр. Вы даже не представляете, насколько простой костёр может поднять настроение и настроить людей на позитивный лад!
На огонёк подошли ещё пара ребят из Манитобы, которые месили грязь параллельно с нами. Мы то и дело встречали друг друга на тропе, а тут, за костром, удалось поделиться друг с другом своими печалями, которые, произнесённые вслух, уже не казались такими уж серьёзными.
Я даже умудрился практически высушить над огнём свои многострадальные ботинки, немного правда подпалив их в процессе. Мы все очень надеялись, что на следующий день погода наконец наладится, и начнётся то самое удовольствие от похода, ради которого мы сюда и приехали.
День третий. Chin Beach – Bear Beach. 12 км
Как обычно, было решено встать пораньше, а не как вчера. И, как обычно, мы проспали, проснувшись ещё позже, чем до этого.
Но как же чудесно было выйти из палатки и увидеть над морем голубое небо! Часть одежды всё ещё была немного мокрой, ботинки тоже были малость влажными, но всё это уже не казалось чем-то проблематичным.
Этот день был самым тяжёлым физически, но нас было уже не остановить.
Все эти подъёмы вверх и вниз, глубокая грязь, скользкие камни, всё меркло перед хорошим настроением и красивыми видами побережья, освещённого наконец лучами солнца.
Первые полдня это была просто какая-то эйфория. Как будто у нас была тяжёлая простуда с сильным кашлем и насморком, а потом вдруг в один момент эта простуда прошла. Только что танцевать не хотелось.
Побережье в солнечную погоду разительно отличалось от побережья в дождь. Теперь оно было действительно очень красивым и ярким.
Кстати, некоторые части трейла, которые проложены очень близко к воде, непроходимы во время приливов. Поэтому рекомендуется брать с собой специальную таблицу приливов-отливов, по которой можно сориентироваться, что и в какое время должно затопить.
Беглого взгляда на таблицу достаточно, чтобы понять, что в основном все приливы начинаются поздно вечером, так что, если не тормозить, то проблем с ними возникнуть не должно. Так оно в итоге и получилось – с приливами нам заморачиваться так и не пришлось.
Несмотря на то, что я порядком уже заколебался к концу третьего дня, пришли мы к лагерю далеко засветло.
Нам даже удалось просушить на солнце влажное содержимое своих рюкзаков.
Потом мы опять развели костёр, снова подошли наши вчерашние знакомые, и вечер прошёл в тесной дружеской обстановке.
В этот вечер нам посчастливилось наблюдать один из самых красивых закатов, который я когда-либо видел.
Ради этого расслабленного вечера у костра, пожалуй, стоило так долго мучиться. Иначе просто невозможно было бы в должной мере оценить всё удовольствие от заслуженного отдыха в относительно комфортной и, главное, сухой обстановке.
День четвёртый. Bear Beach – China Beach. 9 км
Надо ли говорить, что и в четвёртый день мы так и не смогли встать пораньше? Но было уже в общем-то без разницы – это был последний день на тропе, погода была прекрасной, а впереди была самая лёгкая, судя по карте, часть пути.
В реальности она тоже, конечно, была далеко не сахар. Например, вот это переплетение корней, которые то и дело норовят ухватить тебя за ногу и повалить на землю – это тоже та самая тропа Хуан де Фука.
Кстати, если вы вдруг не знали, Хуан де Фука был греческим мореплавателем, который одним из первых, если не самым первым, из европейцев достиг западного побережья нынешней Канады.
«Хуан – немного странное имя для грека» – можете резонно заметить вы. И действительно, мама звала маленького Хуана Иоаннисом, а Хуаном он стал только, когда поступил на службу к испанскому королю. Что поделать, в то время на море рулили испанцы, поэтому приходилось подстраиваться.
Споры о том, что открыл, а что литературно приукрасил в своих записях грек Хуан ведутся до сих пор, но нам на это было-то по большому счёту наплевать. Нас интересовала только названная его именем тропа, проходящая вдоль названного его же именем пролива.
Чтобы этот рассказ имел хоть какую-то практическую пользу, приведу несколько очевидных советов, что нужно брать с собой, если решите повторить этот или какой-то похожий путь:
- гамаши (gaiters) – это просто спасение, когда идёшь по грязи или просто в дождь. Ни влага, ни грязь не попадает через край ботинка.
- брезент (tarp) – я до последнего не хотел его тащить из-за лишнего веса, но потом был просто счастлив, что всё-таки взял. Без него складывать-раскладывать даже водонепроницаемую палатку под дождём было бы проблематично.
- бутылку вина – желательно перелить в мягкую ёмкость, но брать нужно обязательно, хоть это и лишний вес. Вечером, сидя рядом с костром, вы поймёте, что тащили её не зря.
- не надо, как я, тащить двухкилограммовую камеру. Фотографии – это хорошо, но лучше возьмите вино из прошлого пункта – от него радости будет куда больше.
Как и ожидалось, последняя часть пути была самой простой, поэтому мы даже успели поваляться немного на побережье.
Немного странно было выйти на пляж уже в паре километров от финиша и увидеть там толпы прилично одетых людей с корзинками для пикника, которые просто приехали сюда, чтобы провести день на пляже, а не шли три с половиной дня пешком, утопая в грязи.
Но я почему-то им совсем не завидовал. Несмотря на все тяготы в начале, я получил огромное удовольствие от этого похода и кучу интересных воспоминаний, которые до сих пор то и дело непроизвольно вызывают у меня улыбку на лице.
Потом мы дошли, наконец, до машины и уже на ней вернулись обратно в точку нашего старта – Порт Ренфрю. Было забавно чуть больше чем за полчаса покрыть то расстояние, которые мы шли пешком последние четыре дня.
Здесь, в Порт Ренфрю, я съел самый лучший на моей памяти бургер, который может быть таким вкусным только после того, как проведёшь несколько дней вдали от легкодоступных удовольствий и прочей цивилизации. В такие моменты начинаешь ценить то, что окружает тебя в повседневной жизни и о чём ты обычно даже не задумываешься до тех пор, пока у тебя это не отнимут.