Меня настолько впечатлил визит в Йосемити, что уже через месяц я снова вернулся в Калифорнию. На этот раз целью были уже два других национальных парка – Кингс-Каньон и Секвойя.
На самом деле, я до сих пор не уверен, стоит ли считать парки Кингс-Каньон и Секвойя разными. Практически везде они упоминаются вместе: Sequoia and Kings Canyon National Parks, а оплатив въезд в один и них, вы автоматически получаете доступ и в другой. Ну да не суть важно, для удобства я буду называть это всё просто «парком»…
Вообще, всё своё детство и немного бесшабашной юности словом «парк» я называл исключительно небольшой зелёный уголок, где городские жители могли посидеть на лавочке под деревом, погулять или в конце-концов просто попить пива.
Северная Америка это понятие очень сильно расширила. Национальные парки оказались удивительным местом, где деятельность человека строго ограничена, но при этом всё сделано для того, чтобы посетителю было удобно любоваться практически первозданной природой. К моему удивлению, оказалось, что национальные парки есть и в России, но, к своему стыду, я сумел побывать только лишь на Куршской косе рядом с Калининградом, поэтому сравнительный анализ «у кого лучше» провести не получится – слишком мало данных.
Американские же и канадские парки – это просто песня. Здесь как-то умудряются найти баланс между удобной инфраструктурой для представителей рода человеческого и сохранением среды обитания для братьев наших диких. Есть, правда, и недостатки. Самый главный из которых – эти парки слишком популярны.
Остановиться ночевать прямо на их территории – целая проблема. Это возможно сделать либо за приличную сумму (из-за ограниченого количества отелей), либо нужно бронировать кемпинг сильно загодя и жить в палатке.
Во многих популярных местах также существуют кемпинги, которые невозможно зарезервировать заранее. Работают они по принципу: кто первый встал, того и тапки, но на выходных, а уж тем более на праздничных выходных, надеяться на то, что что-то ещё не занято, довольно глупо.
Наша же поездка вышла спонтанной, заранее мы ничего не бронировали, поэтому и жить пришлось снова где-то на отшибе, далеко за пределами парка.
Я не теряю надежды когда-нибудь научить себя планировать всё на полгода вперёд, чтобы экономить и время, и деньги, но пока, похоже, всё моё естество заточено на спонтанные решения в стиле: да и хрен с ним, поехали завтра.
Знакомство с этой частью Сьерра-Невады началось с Кингс-Каньон. Как нетрудно догадаться из названия, Кингс-Каньон – это каньон.
По дну которого очень быстро течёт река.
Вдоль неё собственно и проходит основная дорога парка.
Правда до дна каньона ещё нужно доехать.
Въезд в парк находится примерно на высоте двух километров.
Здесь уже начинают встречаться секвойи. Или то, что от них осталось.
Но секвой мы ещё насмотримся в соседнем парке, поэтому отсюда нужно ехать дальше, вниз.
С двухкилометровой высоты, которую мы так упорно набирали, петляя по горной дороге, приходится спускаться на километровую.
А перепад в один километр на машине – это не так уж и быстро. Зато виды открываются – закачаешься.
Из-за того, что русло постоянно поднимается по мере продвижения по каньону на восток, поток реки очень бурный – лезть в воду здесь не только страшно, но и опасно.
На протяжении всего пути можно встретить немало живописных мест.
Не таких мощных и высоких, как в Йосемити, но тоже по-своему интересных.
Попадаются тут и прекрасные долины. Этакие райские тихие уголки, затерянные в горах.
В самом же конце дорога заканчивается тупиком.
Дальше можно только пешком – отсюда в разные стороны уходят несколько трейлов. К сожалению, дорога от Сан-Хосе до этой точки, да ещё и со всеми остановками, заняла весь день, поэтому на дальние походы в этот раз времени совсем не осталось.
На следующий день мы из городка Висалия, где располагался наш мотель, отправились уже в парк Секвойя.
Соответственно и въезжать пришлось по другой дороге.
Этот путь оказался куда более тошнотным по сравнению с Кингс-Каньон.
Уж не знаю, что тут было главной причиной – огромное количество машин, за которыми приходилось еле ехать, или просто особо заковыристые извилины трассы, но укачало практически всех, кто находился в салоне.
Невозмутимым остался только грозный пёс по кличке Степан, который единственный не унывал и держался всю дорогу молодцом.
В итоге мы всё-таки добрались, но мучения на этом не закончились.
Дело в том, что на день Независимости в парк решила приехать примерно половина населения Калифорнии, да и из соседних регионов народу тоже хватало.
Поэтому все парковки были битком забиты. На них рейнджеры даже пускать перестали – просто всех отправляли на далёкую дополнительную стоянку, откуда можно было передвигаться по парку только на автобусах.
Тут хочется отметить три вещи:
Первое, сотрудники парка – молодцы. Несмотря на количество людей, автобусы ходили регулярно, всё было организовано довольно неплохо, и нам удалось увидеть всё, что мы планировали.
Второе. Даже учитывая вышесказанное, не стоит приезжать на американские длинные выходные в популярное место в США. Я лично постараюсь впредь этого избегать. Уж слишком становится людно. В очередях на автобусы приходилось стоять по 30-40 минут, поэтому мы плюнули, и там, где было возможно, просто ходили между основными примечательными точками пешком. Долго, зато не так раздражаешься, да и увидеть можно гораздо больше всего.
И последнее, не стоит приезжать сюда с собакой. Степана вечно норовили не пустить в автобус, если замечали его любопытную мордаху. Ну тут, конечно, сами виноваты – можно было и заранее прочитать, что с собаками в этом парке делать нечего.
В остальном, секвойи – это монументально.
Размер этих деревьев ошеломляет.
Вот, например, Генерал Шерман. Считается самым большим деревом на земле. Если присмотреться, то можно увидеть маленькие фигурки, которые его окружают. Это представители нашего с вами низкорослого вида.
Здесь чувствуешь себя лилипутом в стране великанов.
Некоторые из этих деревьев начали расти ещё задолго до того дня, который принято считать рождеством Христовым.
Мы постоянно удивлялись: почему большинство секвой немного подпалены снизу? Неужели тут был какой-то глобальный пожар? Как тогда все деревья уцелели?
Отгадка оказалась удивительной. Когда здесь организовали парк, люди обеспокоились сохранением этого уникального места и строго запретили любой открытый огонь, чтобы не дай бог вся эта красота не сгорела. Если же пожар возникал естественным путём, например, от удара молнии, то его сразу же старались потушить.
Но мистическим образом новые секвойи в парке почему-то совсем перестали появляться, и ботаники долго не могли понять почему. Вроде все условия созданы, а природа противится.
К счастью, в итоге разобрались. Оказалось, что секвойям для здорового существования как раз нужны периодические пожары. Огонь сжигает ковёр из веток и иголок, который со временем накапливается на земле, а также обжигает шишки так, что из них высыпаются семена, начиная прорастать на очищенной огнём и удобрённой золой почве. После этого открытия костры, конечно, не разрешили, но зато теперь рейнджеры специально периодически поджигают лесной ковёр, следя, чтобы пожар не вышел из под контроля.