Есть всё-таки что-то необычайно притягательное в северных регионах. Каждая поездка в места, где человек до сих пор больше гость, чем хозяин, приносит незабываемые впечатления, о которых со щемящим чувством ностальгии потом ещё долго вспоминаешь, комфортно устроившись под одеялом у себя дома.
Когда-то меня заносило на Камчатку, в Норвегию, Юкон и Северо-Западные Территории Канады, и ни разу я не был разочарован. Наоборот, очень хотелось вернуться туда снова.
Логично, что, наконец, настал черёд побывать и на Аляске, раз уж находится она не очень далеко от места на западном побережье, где мне посчастливилось поселиться. «Недалеко» – здесь понятие, конечно, очень относительное, но, по крайней мере, до неё не нужно было лететь через пол земного шара.
Уже за полночь самолёт привёз нас в американский город Анкоридж, в названии которого, как оказалось, я до того момента неправильно ставил ударение. Мы сразу взяли машину и поехали спать в в общем-то недорогую по канадским меркам гостиницу всего в паре километров от аэропорта. К нашему удивлению, внутри она оказалась больше похожа на музей чучел диких животных севера.
Было ещё только самое начало октября, но в Анкоридже уже было довольно промозгло, а температура балансировала на грани нуля, то поднимаясь чуть выше, то опускаясь чуть ниже, в зависимости от времени суток.
Сам город по сути мало чем отличался от других американских населённых пунктов.
Разве что чувствуется, что туризм здесь играет далеко не последнюю роль.
Вдоль центральной улицы разбросаны в основном одни тур-агентства и сувенирные лавки.
В общем, полдня погулять можно, но не ради этого мы летели на Аляску.
Целью нашей был национальный парк Денали, который находится гораздо севернее, и до которого ещё нужно было доехать. Дороги, кстати, несмотря на суровый климат, на Аляске очень даже сносные и чрезвычайно живописные.
Когда я искал, где остановиться переночевать рядом со въездом в Денали, даже довольно заранее, свободных гостиниц рядом просто не было. И только потом стало понятно почему, но об этом после… Ближайшее к парку место, где можно было снять жильё – маленькая деревушка Талкитна.
Я прямо вот сразу полюбил это место, даже до того как узнал, что мэром здесь служит кот по кличке Стаббс.
Нет, на полном серьёзе, на очередных выборах хозяйка в шутку выставила кандидатом своего кота, а жители, недовольные политиками, абсолютным большинством его выбрали.
Но это не единственный плюс города. Невозможно не полюбить место, которое встречает тебя уродливой ироничной самодельной табличкой «Добро пожаловать в прекрасный центр Талкитны» на фоне лужи.
Мне кажется, здесь каждый приезжий с первой минуты начинает чувствовать себя как дома.
Такая обыденная северная действительность без прикрас с лёгким налётом треша.
Из Талкитны с одноимённой реки, кстати, открывается шикарный вид на Денали, куда мы и держали наш путь.
Машин, по крайней мере в это время года, почти нет, ехать – одно удовольствие. То и дело останавливаешься, потому что просто невозможно проехать мимо.
По дороге попадаются знаки, что, мол, на этом участке за этот год было сбито столько-то лосей.
Лося мы увидели всего один раз, да и тот быстро скрылся за деревьями.
Зато успели посмотреть на больших орлов (по крайней мере, мне кажется, что это были орлы), которые клевали какой-то мусор, выброшенный свиньями на обочину.
В общем, даже просто дорога до парка и то оставила кучу приятных впечатлений, а также пару сотен фотографий на фотоаппарате.
Чем севернее мы пробирались, тем промозглее был ветер, и холоднее становилось выходить из машины.
Некоторые озёра уже покрывал прочный слой льда.
Но многочисленные реки всё ещё продолжали резво струиться, судя по всему, даже не замечая мороза.
Верхушки хвойных деревьев, которые я все без исключения невежественно величаю ёлками, густо покрывала корона из шишек.
Причём настолько густо, что издалека казалось, что ели стоят наполовину ржавые.
Так, глазея по сторонам, мы довольно неторопливо ехали ко въезду в парк, даже несмотря на хорошие дороги и отсутствие пробок.
Виной тому – слишком частые остановки.
А вот с самим парком вышла осечка. Да что там говорить, я изрядно лоханулся. Стало ясно, почему рядом не было ни одной свободной гостиницы. Дело в том, что поездки я обычно планирую по принципу: нужно взять билеты, если цена приемлемая, а потом разбираться, что там да как. Зачастую разбираться приходится уже на месте.
В этот раз такой подход дал сбой. Единственную дорогу, которая проходит по парку, и по которой обычно возят посетителей на автобусе, в конце сентября закрывают на зиму, и на этом сезон заканчивается. Опоздали мы буквально на пару недель.
В парк всё ещё можно было проехать, но только на первые 15 миль, то есть ровно до того места, куда вообще в нормальное время пускают на своей машине, а не на автобусе.
Пейзаж в этой части парка мало чем отличался от пейзажей, которые мы проезжали по дороге в него. Тут, безусловно, красиво, но было как-то обидно.
Мы даже прогулялись пешком несколько километров вдоль реки – больше не нужно было никуда спешить, да и хотелось хоть немного размяться.
Поначалу как-то озирались по сторонам, ожидая встретить гризли за каждым поворотом, но потом освоились и просто стали получать удовольствие от прогулки.
Медведей, да и вообще диких животных, в парке, как утверждается, великое множество.
Вот только нам с ними не повезло.
Весь улов – чёрная точка на горизонте, которую показал мужик, стоящий с биноклем на одной из придорожных парковок. Он утверждал, что это лось, но без подзорной трубы, с таким же успехом это мог бы быть просто большой камень. Да ещё белка. Вот белка была точно настоящей, только руку протяни…
Короче, с парком нам как-то не подфартило. Ну ничего, зато будет повод вернуться сюда ещё раз.
Пришлось рулить обратно в уже ставшую родной Талкитну. Тут надо упомянуть ещё одно развлечение, ради которого в эту деревню приезжают люди. В этом городке находится небольшой аэропорт, из которого на маленьких винтовых самолётах можно полетать рядом с горой Денали, в честь которой и назван обманувший наши надежды парк.
Об этих турах написано много хорошего в интернете, вот только удовольствие это совсем не дешёвое.
Я, как только прочитал, что цена за полёт с приземлением на леднике 300$ с человека, сразу понял, что это не моё.
Билеты из Ванкувера в Анкоридж мне достались и то немного дешевле.
Но у нас оставалось свободное время, было горестно за облом с парком, поэтому мы решили заехать на аэродром узнать, а вдруг есть какие-то варианты подешевле.
Здесь, буквально в нескольких десятках метров друг от друга, находятся три конторы, которые занимаются таким авиаизвозом.
Цены и услуги при этом – практически одинаковые.
В общем, мы заехали просто узнать, но гипнотические описания прелестей полёта от местных операторов каким-то образом поселили в голове рекламный посыл: «once in a lifetime experience», который можно литературно перевести как «а и хрен с ним, один раз живём».
Короче, я и сам не заметил, как отдал свою кредитную карту, подписавшись тем самым на это сомнительное и дорогое удовольствие.
И, хотите – верьте, хотите – нет, оно того стоило!
Забавно, что в маленькой «Сессне» помимо нас двоих, был только пилот, так что получился этакий персональный тур.
Виды, конечно, в какую сторону ни посмотри, просто закачаешься.
Я даже не буду пытаться подбирать эпитеты. Думаю, по фотографиям примерно можно представить, как это здорово. Только учтите, что в реальности – это ещё примерно в четыре с половиной раза зрелищнее.
Завершением этого удовольствия стало приземление на ледник Ruth. Не то чтобы тут было чем заняться, но сам процесс посадки и взлёта крохотного на фоне окружающих гор самолёта, а также небольшая прогулка вокруг – опыт просто незабываемый.
Внизу, ещё когда пролетаешь над равниной, можно увидеть одиноко стоящие в этой дикой местности дома. При этом к ним не подходит никаких дорог. Добраться в такие аскетические строения можно исключительно на внедорожниках, да и то далеко не в любое время года.
Из Талкитны немного обедневшие, но всё равно довольные мы поехали обратно на юг.
В этот раз Анкоридж мы просто проскочили, а наш путь лежал ещё южнее в город Сьюард (Seward).
На этом пути тоже встречается множество диких северных видов.
По дороге я совершенно случайно заметил табличку «Alaska Wildlife Conservation Center» и даже успел притормозить и свернуть в нужный поворот.
На деле этот центр мало чем отличается для посетителей от зоопарка, с той только разницей, что вольеры для животных здесь огромные, так что живут они почти как в своей среде обитания. Территория настолько большая, что внутрь пускают на машине, чтобы не нужно было тратить на обход несколько часов.
Для животных такой простор явно лучше, чем душные клетки. Для посетителей же минус в том, что если какой-нибудь гризли сегодня не в настроении, то он может уединиться в той части, которую просто не видно людям.
В дикой природе нам со зверями не повезло, так хоть здесь насмотрелись.
В Сьюард приезжают смотреть на фьорды.
Летом отсюда можно поплавать по окрестностям на каком-нибудь кораблике, но не судьба… точнее, не сезон… Но фьорды можно было и так посмотреть, безо всякого водного транспорта. В конце концов, кому нужно этот туристический комфорт, когда всё прекрасно видно практически из города.
Который, кстати, в отличие от Талкиты, выглядел гораздо презентабельнее и цивилизованнее, а от того, видимо, почти не запомнился.
Зато пейзажи рядом просто отличные. Местами очень похоже на Норвегию.
Погода, правда, была пасмурной, но хотя бы не лил дождь.
Из-за свинцовых туч над головой, окружающий мир выглядел только суровее.
Скорее всего, когда на голубом небе светит солнце, виды становятся более жизнерадостными.
Но от серых тяжёлых облаков остаётся какое-то гнетущее ощущение.
Рядом с таким фьордом уже не мечтается о домике у моря.
Если снимать рядом с Сьюардом кино в такую погоду, то даже самая жизнерадостная история будет смотреться как фильм Хичкока.
Даже интересно, каково здесь зимой…
Не очень далеко от города находится ледник Exit (Выход), практически к подножью которого можно доехать на машине.
По фото размер не особо понятен, но если присмотреться, то в центре правого края можно заметить верёвочное ограждение одной из смотровых площадок. Это хоть как-то позволяет оценить масштаб этой глыбы льда.
На этом, собственно, наш короткий отдых на Аляске и закончился.
Дальше нужно было ехать обратно в Анкоридж, сдавать машину и лететь домой.
Но Аляска уж очень запала в душу.
Жду не дождусь, когда снова окажусь там, где ещё осталось столько мест, которые очень хотелось бы увидеть своими глазами.