Тайвань – как мало в этом слове для сердца русского слилось… Наконец-то решил написать под конец года про то, каким был для меня этот тропический остров, на котором я прожил уже ни много ни мало – пять недель.
Работа…
Проснулся я, значит, в понедельник и бодро двинулся в найденный в первый же день офис. Как порядочный работник, к 10 утра. Поднялся на нужный этаж и доложил девушке-секретарше, что вот мол и я, а вы тут небось и не ждали совсем? Оказалось, что и правда не очень-то ждали – человека, который должен был меня устроить на тайваньской земле ещё не было. Отвели в чей-то свободный кубрик и велели ждать…
Мне тут уже начинало нравиться – просторные и уютные кубрики, чистенький офис, всё как-то современно и по-взрослому. Ну думал я, начало не плохое. Пока осматривался, подошел, наконец, мой ключник.
— Здравствуй, как долетел, как дела и всё такое, ты, кстати, будешь с заказчиком работать. Ну ладно, увидишь всё сам, располагайся пока вот в этом кубрике, туалет вот там, а там можно кофе себе налить…
И свалил. Ещё лучше – подумал я. Всё, что нужно для жизни я теперь знаю, дальше можно работать как дома. Только про заказчика он там что-то говорил, но может, показалось просто от избытка впечатлений…
Так я пропинал балду до обеда, пока не пришёл этот же привратник – Джеймс.
Странно, но имена тут у всех совершенно не китайские, никаких Лянь Чженей, только Стивен, Джек, Марти, Спенсер, Фибби и прочие Джеки Чаны. Поначалу подумал, что это они просто себе сами международные имена выбрали, чтобы проще с иностранными коллегами было общаться, но судя по тому, что они, когда по-китайски разговаривают между собой, тоже так друг дружку называют, может быть и правда мама так назвала.
Так вот, Джеймс пришёл позвать меня на обед, что не могло не добавить ещё больше позитива в моё настроение. И вот я и десяток местных пошли кушать. О еде надо явно рассказать отдельно, она этого здесь точно заслуживает, но об этом позже.
После обеда Джеймс сказал: собирайся, поехали к заказчику. Ну, надо так надо, поехали, конечно. Сели в его машину (Ауди между прочим, не ерунда какая-нибудь – властелин колец, блин).
По дороге помимо светских тем, типа как там, в России, живётся, начала всплывать информация о том, что же мне предстоит. Сказано было примерно так: «Нас сильно прессует заказчик, нужно закрыть все проблемы. Наши инженеры работают у него с утра до вечера и иногда даже без выходных, так что вливайся давай.»
Тогда я как-то не особо обратил внимание на эти слова. В Ронде тоже иногда бывает и допоздна работают, и по выходным, подумаешь…
Когда приехали к офису заказчика, я начал чувствовать, что не всё так радужно. Это серое офисное здание явно проигрывало даже внешне тому зеркальному, в которое я пришёл утром.
Поднялись на нужный этаж, зашли в зал с кубриками – кубрики похуже, но тоже вполне нормальные. Но мы почему-то проходим мимо и заходим в маленькую комнатку, в которой за одним столом сидят шесть человек. Стол весь завален камерами, переходниками, зарядками, ещё каким-то оборудованием, и всё это переплетено огромным количеством проводов. Всю эту ерунду аккуратно пододвинули, чтобы было место, куда мне ноутбук поставить и сказали: тут ты и будешь работать, одной большой семьёй так сказать…
Сразу стало как-то грустно, но всё же оптимиста так просто не расстроишь неудобным помещением. Настоящему индейцу завсегда везде ништяк…
Дали мне проблему, погрузился я в работу.
Кстати, среди шести человек, которые кроме меня находились в комнате, только пятеро местных, а шестой – американец, правда тоже азиатской наружности, хоть и говорит только по-английски. Очень умный дядька, с гордым именем Гордон. Он тоже в командировке, только на три недели всего…
Пока суд да дело, смотрю на часы – восемь часов вечера. Думаю, ну действительно ребята долго работают, интересно, когда же уже все домой собираться начнут? Но вместо того, чтобы собираться домой, мы поехали на ужин… Я ещё когда только заикнулись про ужин, в этом дурной знак углядел, ибо не свалишь же сразу после еды домой. Какой тогда смысл был в офисе ужинать? Значит ещё как минимум час сидеть придётся. Ладно, посмотрим…
Десять часов вечера – первый человек уходит домой, зовут его Марти.
Такой забавный толстощёкий парень, который мне, пожалуй, за этот месяц больше всего по душе пришёлся. Он больше всех меня расспрашивал что да как, объяснял что тут у них к чему, с едой всегда помогал, ибо мне по-китайски тяжело блюдо выбрать. Всё советовал мне, что надо попробовать, типа: вот это вонючая тофу, очень специфичная, попробуй…
Или: это какое-то-слово-я-его-не-знаю – очень полезно для сердца, попробуй… Иногда до смешного доходило: это жареная картошка, очень вкусно, попробуй. А то я до этого картошку не видел никогда… Хотя это он, конечно, искренне.
Ну да, сейчас не о еде… Марти, уходя, сказал мне, что, мол, у него ребёнок только родился недавно, поэтому надо домой. При этом по интонации было похоже, что он извиняется, что в такую рань уходит и бросает нас.
Одиннадцать часов – все сидят. У меня в голове постоянно крутится мысль: когда же, наконец, мы отсюда свалим, уже спать же хочется.
Полночь – сидим… Мысль, которая час назад в голове была только фоном, теперь становится единственной мыслью и очень навязчивой…
В общем, в первый рабочий день, я уехал из офиса на такси вместе с Гордоном в 2 часа ночи. Его отель находился недалеко от моего. Поэтому как бы само собой было, что уезжать с работы мы будем вместе на одном такси…
Когда добрался до отеля, я подумал, что если так будет продолжаться, то два месяца я тут просто не выдержу. Я – не азиат, и для меня работа – это не смысл жизни…
Но мы продолжали работать в этом режиме: приезжаешь на работу к 10-ти, а уезжаешь с часу до трёх ночи. К пятнице вспомнились слова Джеймса, что иногда надо работать без выходных… Я чуть ли не молился, чтобы выходные всё-таки наступили…
Слава Богу, но до сегодняшнего дня я на выходных всё-таки не работал.
На самом деле самыми сложными были только первые две недели, когда каждый день работали по 15-16 часов. Потом работа начала чередоваться – то у заказчика, то в нормальном офисе, а в нормальном офисе обычно все начинали уходить часов в 9 вечера. Да и вообще, в очередной раз подтверждается, что ко всему можно привыкнуть.
Не удивительно, что Азия так быстро развивается – такой трудолюбивый народ, что их аж жалко становится.
Как выяснилось, практически у всех есть жена и ребёнок. Видят, наверное, их только, когда просыпаются.
Отель
Как я уже писал, комната у меня отличная. Каждый день в ней убирают, пока меня нет, и каждое утро приносят завтрак. Когда я только приехал, выбрал, чем буду завтракать завтра – что-то вроде яичницы и апельсиновый сок. После этого меня уже никто не спрашивал, а просто приносили на завтрак что-то случайным образом из их списка из пяти-шести блюд. А вот апельсиновый сок приносят исправно изо дня в день. Мне уже даже смотреть на него не очень приятно. Наверное, стоит попросить, и его на что-нибудь заменят, но как-то вечно про это забывается. Ещё этот завтрак совсем не в тему на выходных, когда очень хочется выспаться, а не просыпаться и одеваться, чтобы открыть дверь девушке с подносом.
В один прекрасный день меня так обломило, что просто не открыл, так они позвонили через полчаса. Короче стало ясно, что не отстанут… С тех пор на выходных вешаю снаружи табличку «не беспокоить» – работает безотказно, главное не забыть её вывесить.
Пару раз поднимался на крышу, там что-то вроде смотровой площадки (вид, кстати, весьма неплохой открывается), а также простые тренажёры и беговая дорожка.
Ещё всякий раз, когда днём выходишь из отеля, парень в чёрном костюме срывается с места, чтобы открыть тебе дверь. Если же приходишь ночью, то он просто подскакивает со своего места, кланяется и говорит «hello». Это очень сильно напоминает ритуал «Ку» из Киндзадзы. Сидел бы лучше на месте, а то я себя каким-то белым господином чувствую…
Отель мой совсем новый, на google maps на этом месте голая земля. Поэтому таксисты его никогда не могут найти – за месяц не было ни одного водителя, которому не надо было бы пальцем ткнуть, чтобы он увидел, где же пункт назначения.
Дорожное движение
На Тайване про правила дорожного движения, также как и в Китае, знают не очень много, поэтому ездят тут как придётся: разметка, что она есть, что её нет, никто особого значения не придаёт. Хорошо, на светофоры хоть как-то реагируют, хотя аварий я тут не видел. Видимо все друг друга опасаются, не особо надеясь на правила, поэтому стараются делать всё аккуратно.
На дорогах просто огромное количество мопедов, которые вносят ещё больше хаоса в дорожное движение.
Чтобы не замерзнуть, эти самые мотоциклисты очень часто надевают куртку задом наперёд. Вообще, много всяких ухищрений по поводу мопедов я тут насмотрелся.
Если наш офис находится минутах в пятнадцати ходьбы от моего отеля, то до офиса заказчика нужно добираться в среднем минут тридцать на машине. Поэтому очень много приходится ездить на такси. Чтобы вызвать машину приходится всё время прибегать к помощи местного населения, так как, опять же, по-китайски я разговариваю так же плохо, как и по-марсиански.
Обычно, когда заказывают машину, она подъезжает уже через 3-7 минут. Если говорят, что ждать придётся больше 15 минут, то это уже ни в какие ворота не лезет, и нужно звонить в другую фирму, так как столько ждать это уже безобразие какое-то.
Когда таксист видит, что к нему в машину садится европеец, то первую секунду на его лице можно прочитать лёгкую панику, потом он справляется с собой и начинает спрашивать что-то… Резонно предположить, что он пытается узнать, куда нужно ехать. Тут всегда на помощь приходят визитки заказчика или отеля, в зависимости от направления.
Больше всего я, конечно, люблю показывать визитку отеля. Водитель всегда зачем-то читает громко и с выражением адрес, говорит: «окей», и мы едим. Причём, вечно разными путями, не зависимо от того, есть ли в машине GPS. Дорога может занимать от 15-ти минут (этот рекорд поставил местный шумахер, реально аж страшно ехать было) до часу пятнадцати (это тоже рекорд, и дело было не в пробках, просто таксист заехал совсем куда-то не туда, потом ещё раз посмотрел на визитку, воскликнул: «У Чен Ду», стукнул себя по лбу и поехал в правильном направлении, как заведённый бормоча себе под нос эту самую «ученду»).
Цена поездки тоже как-то не особо зависит от времени и расстояния. Тот же маршрут может стоить 480 NTD, а может 330. Причем, неважно долгой ли тебя дорогой везли или быстрой. Это какая-то высшая китайская математика.
Один раз меня вёз водитель, который разговаривал по-английски, и я понял, что проблема болтливых таксистов – глобальная. Это подтвердилось, когда другой таксист, несмотря на то, что вообще не знал языка, рассказывал про то, как его где-то недалеко от моего отеля укусила за ногу собака. Хотя, может быть, конечно, он вообще про что-то другое рассказывал, но понял я его именно так. Лаял он, показывая собаку, очень душевно.
Тайбэй или Тайпей, кому как больше нравится
На выходных, пытаясь отоспаться на неделю вперёд, встаю я обычно часа в два дня, а темнеть начинает уже часов с четырёх. Поэтому в дневном свете я вижу не так уж много и, большей частью, из окна такси, когда еду на работу. Зато я уже отлично ориентируюсь в Тайбэе ночью. Благо дело, от огней здесь почти всегда светло как днём.
Несмотря на то, что тут очень тепло, местные говорят, что эта зима выдалась холодной. Единственное, что лично меня не устраивает, так это то, что здесь вечно как-то пасмурно, небо затянуто дымкой. За всё время, солнечными были всего два дня, да и те рабочие.
Ладно, чего это я всё о негативном, да о негативном… Тайбэй прекрасный и очень интересный город, и бродить по нему одно удовольствие. Я облазил его уже весь, посмотрев почти все места, которые отмечены на моей карте, взятой в отеле.
Самая главная достопримечательность – это, конечно, Тайбэй 101, который видно почти из любого конца города, и который очень помогает сориентироваться на местности, когда выходишь из метро.
Самый высокий действующий небоскрёб. Здесь самый быстрый лифт, самая продвинутая система гашения колебаний от ветра и землетрясений.
Да и просто, сам по себе, он весьма красив.
Sun Yat-Sen Memorial Hall
Red House Theater
Presidential Office Building
Chiang Kai-shek Memorial Hall
Grand Hotel
Miramar Entertainment Park – в пяти минутах ходьбы от него я живу. Здесь находится один из двух IMAX на Тайване, поэтому билеты туда нужно ещё умудриться купить, сюда я ходил в кино на «Аватар».
В Тайбэе отличное метро, очень удобное даже для иностранца. Особенно я люблю ветки, которые проходят над городом, а не под землёй. И до места доберёшься и на город посмотришь.
Ещё здесь просто невероятное количество буддийских храмов.
Район, в котором я живу достаточно новый, поэтому выглядит он как-то по-американски что ли.
Вообще, город богатый. Люди тут явно от бедности не страдают. Кругом бутики любых, на выбор, мировых брендов. Любые известные сетевые рестораны, старбаксы, автосалоны любых марок от мазды до ламбарджини. В общем, это столица, и люди здесь живут соответственно.
Но, несмотря на всю роскошь, здесь также довольно популярны ночные рынки, где можно купить вещи по-дешёвке. Толкучка там жуткая. По узким проходам передвигается огромное количество людей. Тут же продают еду разного толка, кричат зазывалы, кто-то прямо здесь изготавливает продукцию. Короче говоря, очень колоритное и весёлое место.
Ещё на окраине Тайбэя есть Бейху. Туда даже отдельная ветка со всего одной станцией метро проложена.
В этом месте находятся горячие источники, этакая местная Паратунка (Привет, Камчатка!). В разные стороны ведут запутаные тропинки.
Слава Богу, что есть понятные любому указатели.
На противоположном конце города очень хороший зоопарк. Особенно мне панда понравилась, местные так вообще пищат, когда за ней наблюдают.
В общем Тайбэй это здорово, и каждый день тут открываешь для себя что-то новое, главное на месте не сидеть.
Люди
Люди в Тайбэе очень открытые, добродушные, улыбчивые и бесхитростные. Иностранцев, правда, как-то стесняются. Особенно проблематично для них начать говорить по-английски. Есть тут такое понятие: «потерять лицо». Ну, типа, опозориться по-нашему. Так вот они этого очень и очень боятся, просто кошмар для них какой-то.
Тайваньцы народ современный, модный и цивилизованный, хотя иногда всё-таки проскакивает и тут что-нибудь азиатское.
Хотя здесь не плюются на улицах как в Китае, но вот громко отрыгнуть для них – в порядке вещей. Особенно коробит, когда это девушка делает, совсем ужасно смотрится.
Зато пользоваться платком здесь не принято. В том смысле, что высморкаться и положить платок в карман – это отвратительно. Туалетную бумагу же использованную в карман не кладут…
Вообще они очень противопоставляют себя Китаю: мол, ох уж эти китайцы – они такие дикие и некультурные варвары, а мы тут такие «Дартаньяны» все.
Еда
Добрались, наконец, до самого вкусненького… Еда тут – это что-то с чем-то. И, чаще всего, ты понятия не имеешь с чем…
В офисе обычно всё происходило следующим образом: на обед все шли в какое-нибудь место, а на ужин чаще всего заказывали еду в офис. В обоих случаях это был кот в мешке, так как таких блюд я до этого никогда не пробовал. Ребята, конечно, помогали как могли: типа это свинина с лапшой, а это рис с морепродуктами. Но обычно в блюде тут ингредиентов, кроме главных, гораздо больше. Да и хотелось что-то новое попробовать, поэтому я заказывал всё подряд. Иногда было вкусно, иногда гадость, а иногда это было что-то совсем отвратительное как по вкусу, так и по запаху.
Я даже не всегда решался спросить, из чего же оно сделано…
А на то, что готовят прямо на улице, иногда просто страшно смотреть. Да и запах, подчас, распространяется не самый нежный…
Однажды мои коллеги придумывали, чтобы заказать на ужин. Спросили меня: «как насчёт фаст фуда?». «А почему бы и нет?».
Начали называть какие-то мало о чём говорящие названия всяких гамбургеров. Меня заинтересовал какой-то с морепродуктами, на нём и порешили. В итоге оказалось, что это райсбургер! Реально булка у этого гамбургера сделана из риса, и каким-то волшебным образом не разваливается!
Вообще, по части морепродуктов тут просто рай: крабы, гребешки, суши всякие – всё очень недорого. Креветки вообще везде пихают: их едят сырыми, острыми, жареными, сладкими, их добавляют чуть ли не во все блюда. Из них даже котлеты делают.
Ещё был случай, когда принесли такой стаканчик, в котором вперемешку нарезаны разные ягоды и фрукты: апельсины, персики, малина, ананасы и т.д., и залиты каким-то йогуртом. Десерт такой. Ем его, вкусно очень, и смотрю что-то там круглое такое. Думаю, фрукт какой-то. Даже интересно, что же это. Откусываю, а это, блин, варёная картошка! Вот на кой она там, в йогурте, среди фруктов?!
Кстати, помидоры тут тоже отчего-то к фруктам относят. Продают здесь такие коробочки, в них фрукты разные нарезаны и среди них небольшие помидорчики.
В общем, по части еды, тут не соскучишься. Зато интересно. Правда к выходным местная кухня надоедает, и тогда можно пойти поесть в какой-нибудь европейский или американский ресторан.
Навыки владения палочками за это время были подняты на несколько уровней.